НАУЧПОП О БУДДИЗМЕ, СТРАДАНИИ И НЕВЕДЕНИИ.
Некоторое время жизни мне выпало честь проводить за изучением буддизма. И, конечно, я не имею права хоть сколько то авторитетно вещать на эту тему, т.к. я не только не являюсь буддийским учителем, но не являюсь и буддистом в полной мере. Но все же, поделиться тем, что я слышал от гораздо более умных людей, просто обязан, т.к. многие вещи мне кажутся суперполезными и суперпрактичными, возможно покажутся таковыми и вам 😉. Просьба не принимать ниженаписанное за абсолютную истину и, если заинтересовало, все перепроверить.
Школы буддизма бывают разные, и иногда подход в них разительно отличается, но сходятся они во многом (по крайней мере те, о ком мне что-то известно). Итак, согласно буддийской философии, причина любого страдания - неведение. Физическая боль в этой шкале страданием является, но сейчас мы вынесем её за скобки,(там все немного сложнее, чем я тут описываю - см. специальную литературу) т.к. к боли можно относиться по-разному, можно ее не замечать, а кто-то, например, даже любит боль🙃. Договоримся пока так: в рамках этого поста, когда упоминается слово страдание (напряжение, неудовлетворенность) - мы имеем ввиду именно страдания внутренние, но в уме держим, что существует некая погрешность моего изложения, связанная с краткостью формата поста.
Так что же это за зверь такой - неведение? Говорят, что это непонимание трех (некоторых школах их четыре) характеристик бытия: страдание(дукха), аничча или анитья(непостоянство) анатта(отсутствие Я), а еще какие-то школы добавляют сюда пустотность. Что ж, давайте рассмотрим все эти характеристики реальности бегло, но внимательно.
1. Дукха (Страдание, неудовлетворенность) - почти любая деятельность ума является страданием (неудовлетворенностью), будь то желание, стремление куда-то, или же наоборот нежелание и отторжение чего-то. Так же страданием является рождение, смерть, болезни, и многое другое (см. специализированную литературу). Ум создаёт неудовлетворенность, порождая влечение к чему-то, либо отвращение от чего-то. (Это в общих чертах)
2. Аничча(непостоянство) - все в этом мире непостоянно, все являет собой процесс, все рождается (появляется), изменяется, разрушается и исчезает. Так же происходит с любыми состояниями и ощущениями, с любыми идеями, да вообще со всем - все, что можно вообразить - все непостоянно, постоянно только само непостоянство. Соответственно, нет смысла чего-то страстно желать и привязываться, так как все исчезнет либо развалится и нет смысла сильно противиться чему-то, так как все проходит, пройдёт и это😉.
3. Пустотность - главный смысл этой характеристики, в том, что все, что есть - созависимо со всем остальным, и не несет в себе никакой сущностной основы. Так, например, табуретка, стоящая у вас на кухне - это совокупность сочетания различных факторов и идей, табуретку, кто-то сделал, кто-то придумал, где-то выросло дерево, из которого его сделали, дерево выросло потому что были необходимые вещества в почве и шли дожди, а так же потому что генетическая информация о дереве была заложена в семечке этого дерева и так далее, до бесконечности, то есть табуретка не является на самом деле табуреткой, как что-то обособленное - это сочетание бесконечного числа факторов, еще и изменчивых, а каждый фактор сам по себе точно так же является сочетанием бесконечности факторов. Так вот, этот пункт, как и предыдущий применим вообще ко всему. Всё пустотно, всё созависимо, зацепиться не за что.
4. Анатта (отсутствие Я) - это очень похоже на пустотность, только относительно нашего с вами самоопределения. В некоторых школах буддизма заблуждение о существовании отдельного «Я» (постоянного и не зависимого) считается одной из главных причин возникновения страдания.
Непонимание этих факторов создает в уме влечение или отвращение, что есть страдание в чистом виде.
Вроде пробежались по теме, но теперь нужно разобраться, что такое понимание этих характеристик и какое оно бывает.
Понимание бывает трёх видов
- понимание на уровне веры: кто-то сказал - я поверил. это самый начальный уровень понимания, плоды от него самые незначительные.
- понимание на уровне интеллекта: Понял, прикинул, разобрался что к чему - принял на вооружение. Этот тип понимания более продвинутый, он необходим для дальнейшего продвижения в вопросе, но плоды такого понимания, тоже не очень сильны, так как старые обычные невежественные модели поведения укоренились глубже, чем сознательная часть ума.
- Понимание на уровне опыта. Подобное понимание происходит в процессе медитации, когда ум переживает эти аспекты реальности на опыте, в результате наблюдения ощущений, либо глубокого размышления на эту тему.
(Существуют и другие техники, но я не знаю даже основных принципов их работы).
Например, для того, чтобы научиться играть на гитаре, нужно познать гитару на опыте, соприкоснуться с ней своими пальцами и совершать определенные действия. Для того же чтоб научиться владеть умом, нужно непосредственно и внимательно переживать ощущения, мысли, чувства и т.д. и точно также совершать определенные действия. Полное же постижение характеристик реальности на опыте означает полное исченовение неведения, полное искоренение страдания, такое состояние ума называется просветлением.
Если резюмировать, то любое жизненное происшествие, даже самое скверное на первый взгляд, можно пережить легко и спокойно, изменив свое восприятие через постижение этих характеристик - любая наша перепетия или победа временна, пустотна и наполнена страданием (напряжением). Да и мы сами так же пустотны, временны и являемся клубками напряжения и неудовлетворенности. Привет, Пустота!😄
Очень сложно уложить столь объемную тему в формат поста, люди, гораздо лучше разбирающиеся в вопросе, меня пишут тома по каждому отдельному пункту этой темы, но я надеюсь, что этот пост может зародить в ком-то из вас интерес к этой теме, и сделает жизнь чуточку проще и счастливее.
А если совсем интересно, то можешь вбить в гугле «випассана» и узнать, как обучиться начальным навыкам медитации, на мой взгляд, это просто необходимо для счастливой жизни в любые времена, а сейчас так тем более.